Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
22:09 

Что такое "не мой день" и как с этим бороться

Terquedad
Мне многого не надо: власть над миром и что-нибудь покушать (с)
21:13 

Нацуо Кирино "Реаьный мир"

Terquedad
Мне многого не надо: власть над миром и что-нибудь покушать (с)
Я никогда не думала, что начну писать рецензии на книги. Еще меньше я думала о том, что первая рецензия будет отрицательной. Но книга "Реальный мир" Нацуо Кирино что-то во мне сломала. Слишком уж она поразила меня, так, что я не могу молчать.
Я давно и трепетно люблю авторов японского происхождения У них совершенно неповторимый стиль повествования, совершенно отличный менталитет, что чувствуется в каждой книге, независимо от жанра и сюжета. Так что в последнее время, когда я начала снова активно читать, а еще активнее скупать книги, большую часть моей коллекции занимают японцы. Так ко мне попала книга Нацуо Кирино. Я хотела другой ее роман - "Аут" - самый популярный, но его не было. Лучше бы и этого не было.
Аннотация гласит, что "Нацуо Кирино создала психологический триллер необычный в первую очередь потому, что герои его — подростки. Четыре подруги пытаются справиться со страшными проблемами — они оказываются невольными соучастницами жестокого преступления, совершенного их сверстником — юношей по кличке Червяк.". На мой взгляд аннотация должна звучать совершенно по-другому. Примерно: "Четыре подруги решили помочь скрыться преступнику, который убил свою мать, притом они его не знали до этого от слова совсем. И в книге Вы узнаете о том, что у них нет мозгов, в их поступках нет логики, зато есть темное прошлое и безумные проблему, о которых автор расскажет на двухстах восьмидесяти пяти страницах."

Итак, главные героини - девочки, возраст которых довольно сложно определить. Про одну из них говорилось, что ей 17 лет. Учитывая, что упоминается подготовка к экзаменам, учатся они в последних классах старшей школы, так как после нее можно сдавать экзамены в вуз. Весь сюжет крутится вокруг убийства Червяком своей матери. Мотивация проста - мать его задавила, достала и слишком прессовала. Конечно, каждый захочет покончить с таким обращением.

Тоси (Тосико Яманати) - соседка того самого Червяка. Она боится реального мира и прячется за вымышленным миром. Конечно, она не делится своими проблемами с матерью - та не поймет. Вообще все взрослые в этой книге живут в другом, радужном мире и отношения с детьми-подростками паршивы чуть более, чем полностью. Она слышит шум из соседнего дома, потом видит соседа, у нее крадут велик с забытым в нем телефоне, а вечером она узнает о произошедшем. И когда видит лица детективов решает, что ничего им не расскажет. Почему? Боится, что ее будут ругать? Нет. ей нравится сосед? Нет. Они дружили? Нет, они даже не разговаривали. просто она решила не рассказывать ничего и надеется, что он скроется. Прост - это основная мотивация персонажей.

Юдзан (Киеми Кайбара) - лесбиянка, боится признаться в этом хоть кому-то, так как думает, что ее не примут. При этом одна из ее подруг подозревает о такой вот ориентации, другая - уверена в этом. Юдзан идет ее дальше - она встречается с Червяком, покупает ему телефон и отдает свой велик.
Кадзуко Тэраути - кажется мне самой адекватной из всех, не зря по сюжету она самая умная, помешанная на учебе.

Кирарин (Кирари Хигасияма) - у нее была безумная любовь, но парень ее предал и изменил. После этого на пустилась во все тяжкие, зависала на сайтах знакомств, договаривалась со многими о встречах, но сперва пряталась и наблюдала за человеком, потому что все лгут. Но если кандидат достойный, то она выходила. Она уже спала с парнями, единственная из всех. Она пошла дальше всех - отправилась скрываться с Червяком.

Червяк - неуравновешенный подросток, что забил свою мать до смерти битой. Она ему слишком надоела и ему хотелось свободы. Украв забытый телефон Тоси, он названивает всем ее подругам по списку и, что удивительно для меня, они с ним разговаривают и проникаются каким-то нездоровым интересом.

Язык книги - это отдельная история, не знаю, вина ли это оригинала, или переводчика, но ощущение, что читаешь произведение подростка же. Может это была попытка создать ощущение, что сами подростки и рассказали эту историю, но на мой взгляд попытка не удалась. Повествование идет от первого лица и от лица каждого героя по очереди, но они неотличимы друг от друга. Те же выражения, те же бесконечный восклицательные знаки, тот же подростковый максимализм, который, конечно, должен быть в книге о подростках, но большая часть их переживаний, восклицаний и прочих эмоциональных высказываний кажутся неуместными и шаблонными. Я тут неизменно вспоминаю "Коллекционера" Фаулза, где в каждой строчке чувствуется характер персонажа - маньяка и жертвы - и видно насколько они разные. Здесь делается упор на различие характеров, но историю будто рассказывает один человек. Я никогда не видела, чтобы про школу в Японии говорили "седьмой класс" или "девятый класс". Русский язык порой совсем не русский - и это точно не вина оригинала.

Про сюжет я уже упоминала. Никто их не втягивал в это дело, они сами ввязались. Из аннотации "При этом ни одной из них не приходит в голову просить помощи у родителей, потому что духовной связи, близости с ними давно нет — взрослые им не союзники, а враги. По сути, это роман о том, как трудно быть молодым, и о трагедии детей, в жизни которых нет взрослых, способных их понять и защитить от ужасов реального мира." Если брать случай именно убийства и помощи преступнику, то это не реальный мир, а реальная глупость.

Я не понимаю мотивацию персонажей. Червяк убил свою мать, чтобы обрести свободу, а еще ради Тоси - своей соседки. Притом они даже не общались. Потом он решил вернуться и убить отца. А нет, передумал. Он угрожает ножом. А нет уже ползает в ногах. Вот он сильный псих, вот он ноющая тряпка. Притом смена характеров происходит по мановению волшебной палочки. Проследить развитие персонажей довольно сложно.

Вот Кирарин идет с Червяком, потому что он обещает убить ее бывшего. А вот она понимает, что он не сделает этого. И что он вообще ноющее чмо. Но идет с ним дальше. Вот она заставляет позвонить бывшему и угрожать ему, а вот бывший позвонил ей и она его простила (хотя ненавидела полтора года больше всего на свете и весь ее характер строился вокруг этой ненависти) и уже переживает, что такого прекрасного человека запятнала таким ужасным поступком! Да-да, угрозами по телефону запятнала.

К Червяку у меня вообще бесчисленное множество вопросов, его кидает из огня да в полымя без каких-либо видимых причин.

Ах да, еще некоторые подруги завидуют другим, что Червяк с ними общается больше.

Тэраути то соглашается сделать все, что Червяк попросит, чтобы спасти подругу, то совершает поступок, который полностью этому противоречит.

У всех героев есть супер-сила - понимать, о чем думают другие и почему они так или иначе поступают на расстоянии. Чего только стоит разговор о Юдзан: "Кстати, о ней что-то ни слуху, ни духу, она тебе не звонила? Я могу предположить причину молчания Юдзан. Она поняла, что Червяку не нравятся мужиковатые девушки, и у нее пропало всякое желание помогать ему". Серьезно? И поэтому она не звонит подругам? Может она перехотела помогать преступнику, потому что он преступник в конце концов? Но нет, "ему не нравятся мужиковатые девушки" - это намного более логичная причина, еще раз подтверждающая отсутствие мозгов или умение читать мысли

Я очень пытаюсь писать рецензию без спойлеров, но бредовость сюжетных поворотов очень сложно без них объяснить. Взять хотя бы сцену в такси. Таксист то просит убрать нож, а то они попадут в аварию, а в следующий момент он начинает петлять, вылетать на встречку "а-то покалечимся" сменилось на "пусть я даже покалечусь" и он благополучно разбивает машину.
И в конце "мы не знаем еще точно, что произошло, но по словам очевидцев они были близки" - это фраза из раннего утреннего звонка после аварии. Они еще не знают что произошло на шоссе, но зато нашли очевидцев, которые рассказали про Червяка и сопровождавшую его девушку. Смею заметить, что ехали они не одну минуту.

В книге сделана попытка противопоставить реальный, полный недостатков, ужаса и одиночества мир, и мир, в котором оказываются подростки. Но это сделано так неумело, что кажется сумбурным и смешным. И восклицания "вот он реальный мир!" или "вот он мой мир!" воспринимаются примерно так же, как мысли подростка с бушующими гормонами о самоубийстве, когда ему отказались дать денег на карманные расходы и он поссорился с родителями.

@темы: рецензии (книги)

Heaven

главная